Войти
Секреты красивой фигуры
  • Что выбрать: футбол или хоккей?
  • Тяга в наклоне т образной штанги
  • Как убрать жир с ляшек за неделю – самые эффективные упражнения!
  • Какими упражнениями можно заменить приседания со штангой Упражнения заменяющие приседания
  • Как быстро накачать мышцы рук
  • Что такое сплит система тренировок Общеоздоровительная система тренировок
  • Индивидуальное занятие заикание. Конспекты индивидуальных логопедических занятий при заикании

    Индивидуальное занятие заикание. Конспекты индивидуальных логопедических занятий при заикании

    Занятия с заикающимися.

    1 этап

    Занятие № 1, 2, 3 . Расслабление мышц рук.

    Цель: Обучать расслаблению рук, фиксируя внимание на приятном состоянии расслабленности.

    1. Сесть на стул, опереться о спинку. Руки на колени, расслабиться.

    Есть у нас игра такая –

    Очень лёгкая, простая:

    Замедляется движенье,

    Исчезает напряженье….

    И становится понятно:

    Расслабление – приятно!

    1. Упражнение «Кулачки»

    Сжать пальцы в кулачок покрепче. Чтобы косточки побелели.

    Вот как напряглись ручки. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Распрями ручки. Вот и расслабились ручки. Легко, приятно стало. (упражнение выполнить 3 раза).

    Спокойный вдох – выдох, вдох – выдох.

    Большой палец с силой прижимаем к остальным:

    Пальчики сильней сжимаем- отпускаем, разжимаем.

    Приподнять и уронить расслабленную кисть ребёнка.

    Отдыхают пальчики.

    1. Упражнение «Олени».

    Представим, что мы олени. (поднять скрещенные руки над головой, широко расставив пальцы) Вот такие рога у оленя! Напряги руки! Руки стали твёрдыми как рога у оленя. Трудно держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки, урони на колени. Расслабились руки. Отдыхают.

    Вдох – выдох, вдох – выдох.

    Посмотрите: мы олени, рвётся ветер нам на встречу!

    Ветер стих, расправим плечи,

    Руки снова на колени, А теперь – немного лени…

    Руки не напряжены, И расслаблены…

    Взрослый лёгким движением пальцев проводит по руке ребёнка от плеча до кончиков пальцев.

    Дыхательное упражнение «Задуй свечку»

    Спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через (через рот) на свечку, произнося шепотом Ф – Ф – Ф.

    Упражнение повторять по 3 раза 4 раза в день.

    Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса

    Логопед . Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя .) Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий. )

    Упражнение «Штанга» (рис. 7, 8). Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища , рис. 9.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..

    Мы готовимся к рекорду,

    Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)

    Рис. 6.

    Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться .)

    Крепко держим...

    Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.

    – И бросаем! (Упражнение повторяется три раза. )

    Наши мышцы не устали –

    И еще послушней стали!

    Нам становится понятно:

    Расслабление – приятно.

    Упражнение «Кораблик» (рис. 10, 11). Логопед . Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола .) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена .) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

    Дышим попеременно

    И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 - вдох и выдох через нос; 2 - вдох через нос, выдох через рот; 3 - вдох через рот, выдох через нос; 4 - вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 - вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 - вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 - вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

    Рыбки

    Оборудование: 2-3 яркие бумажные рыбки.

    * * *

    На уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок.

    Логопед . Давайте сделаем так, чтобы наши рыбки начали весело играть. Смотрите, я дую на них, и они плывут. Попробуйте и вы.

    Логопед показывает, как дуть на рыбок, дети повторяют.


    Данный материал поможет всем специалистам, работающим с заикающимися.

    Изучив подробно различные методики по коррекции заикания, я пришла к тому, что одним из основных аспектов в работе с на подготовительном этапе является правильное речевое дыхание . Я разработала авторскую систему дыхательных упражнений , которая позволяет ребенку овладеть правильным вдохом, и длительным выдохом.

    В результате применения этих упражнений в коррекционной работе с заикающимися детьми наблюдается увеличение длительности выдоха, жизненная ёмкость легких увеличилась. Это значит, что при правильном вдохе ребенок сможет набрать достаточно воздуха, и при выдохе ему будет хватать его для произнесения фразы. Но самое главное, что эта система позволяет правильно добрать воздух во время беседы, не вызывая запинок в речи.

    Авторская система дыхательных упражнений

    Состоит из девяти упражнений.

    Система выполнения дыхательных упражнений:

    1 неделя — выполняются 1 и 2 упражнение – 2 раза в день по 5 минут.
    2 неделя- 1-3 упражнения — 2 раза в день по 5 минут.
    3 неделя — со 2-4 упражнения – 2 раза в день по 5-10 минут.
    4 неделя- 1- 4 – 5 упражнение- 2 раза в день по 10 минут.
    5 неделя- 1-5 упражнение (задержка дыхания как можно дольше.)
    6 неделя- 1-6 упражнение — 2 раза по 15 минут.
    7 неделя- 1-7- 2 раза по 10-15 минут.
    8-9-10 неделя- 1-8 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут.
    11-12 неделя – 1-7-8 -9 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем короткие слова, затем на длинные (вместо счета).

    Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим заикание, на подготовительном этапе с использованием дыхательной гимнастики

    Вызвать расслабление мышц ног и рук по контрасту с напряжением и расслаблением,
    - освоить технику диафрагмально — реберного дыхания с помощью дыхательной гимнастики;
    - развитие артикуляционной моторики;
    - развивать умение использовать технику правильной речи;
    - совершенствование невербальные способы общения.

    1. Релаксационные упражнения:

    Для рук: расслабление и напряжение кистей рук, предплечий, плече: « Кулачки», «Маятник», «Подъемный кран», «Олени», «Пловец».
    - для ног: « Наклоны вперед, в стороны», « Мельница», « Провисание», « Штангист».

    2. Дыхательная гимнастика. Выполнять с 1 по 4 упражнение.

    3. Массаж мышц артикуляционного аппарата.

    Для губ: « Улыбка», « Трубочка», « Укуси нижнюю губу», « Укуси верхнюю губу».
    - для языка: « Часики», « Шишки», « Рыбка», « Вкусное варенье», « Болтушка».
    - для нижней челюсти: опускание, поднимание, перемещение вправо- влево.

    Постановка звука «р».

    5. Произнесение гласных звуков (а, о, у, э, ы, и): после вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные.

    6. Слитное произнесение двух гласных: ааааоооо, ааааауууу, ааааииии и т.д. По три- аааоооууу в разных сочетания.

    7. Работа над ритмом: отхлопывания ритмического рисунка в среднем темпе сначала до 2, 3, 4, 5, и т.д. до 10. Шагистика под счет: ходить под счет в среднем темпе.

    8. Упражнения на выполнения выразительных движений и жестов: мимическая гимнастика(покажи радость, зло, грусть, застенчивость).

    9. Развитие лексико-грамматических категорий по теме « Осень».

    Конспект индивидуальной работы на основном этапе с использованием дыхательной гимнастики

    Вызвать расслабление мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением и по представлению;
    - использование дыхательной гимнастики;
    - использовать технику правильной речи при произнесении фраз;
    - Развитие фонематического восприятия;
    - Развитие артикуляционной моторики;
    - формирование выразительной речи;
    - закреплять новый речевой навык в общении (диалогическая речь)

    1. Релаксационная гимнастика:

    Выполнить упражнения для шеи:

    А) сидя, опереться на стол согнутыми в локтях руками, опустить голову на руки и полностью расслабиться.

    Б) сидя, медленно поворачивать голову не поднимая её, справа налево и слева направо (с максимальной амплитудой);

    В) стоя, руки поднять, пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

    Г) стоя, голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны, медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

    Д) сидя, медленно произвести наклон головы вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь и назад до отказа.

    2. Дыхательная гимнастика 1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем уже длинные слова (вместо счета и коротких слов).

    3. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков. Автоматизация поставленных звуков.

    4. Произнесение фразы с постепенным удлинением их.

    5. Развитие фонематического восприятия: звуковой анализ слова, состоящего из трех звуков.

    6. Игра «Хитрые вопросы»- развитие мышления, память, воображения.

    Конспект индивидуальной работы на заключительном этапе с использованием дыхательной гимнастики

    Вызвать расслабление мышц корпуса, ног по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.
    - усложнять и расширять речевое общение дома и в общественных местах: увеличить объем и продолжительность высказываний в различных ситуациях;
    - формировать уверенность, речевую смелость;
    - развивать связную речь;
    - отрабатывать звуки в речи, уметь их дифференцировать.

    1. Релаксационная гимнастика: для туловища, ног.

    а) сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться, руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону.

    Б) повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).

    В) сидя на краю стула, туловище немного наклонить вперед, свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

    Г) стоя, замирание в позе навытяжку, полное расслабление всего тела, «провисание».

    Д) стоя, имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.

    Е) сидя, корпус прямой, на вдохе напрячь мышцы живота и задержать в этом положении несколько секунд, выдыхая максимально расслабиться.

    Ж) Упражнение «Тянуть канат».

    2. Дыхательные упражнения -1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Пересказ текста своими словами.

    4. Дифференциация трудно произносимых звуков (если это необходимо).

    5. Звуковой синтез слов, работа со схемами слогов, слов, предложений.

    6. Развитие связной речи — составление рассказов по сериям картин, а затем по картине.

    7. Развитие психических процессов игра «Запомни и назови», «Что лишнее».

    Жгутова Ирина Владимировна,
    учитель- логопед.
    Муниципальное бюджетное
    дошкольное образовательное учреждение
    детский сад №1 компенсирующего вида
    г. Курганинска

    Конспект занятия на этапе развития и закрепления навыков свободной речи с обучающимися второго класса.

    Тема «Произнесение коротких фраз, выразительность речи».

    Оборудование:

    1. Орфографические словарики.
    2. Индивидуальные карточки со стихотворением О. Дриз «Добрые слова».
    3. Индивидуальные карточки с текстом рассказа Н. Носова «Незнайка и

    старичок».

    1. Серия сюжетных картин «В автобусе».

    Цели:

    1. Закрепление навыков правильного речевого дыхания.
    2. Снятие напряжённости мышц органов артикуляции.
    3. Воспитание навыков плавной, слитной речи.
    4. Закрепление умения делать паузы после коротких предложений.
    5. Тренировка в произнесении фраз с различной интонацией.
    6. Отработка умений и навыков точно, чётко, правильно усваивать и

    передавать информацию.

    1. Тренировка в диалогической речи.
    2. Формирование активной позиции в коллективе и активной роли в

    процессе общения.

    1. Воспитание внимания, переключаемости, вежливости.

    Ход занятия.

    1. 1. Релаксация «Волшебный сон».
    2. 2. Упражнение на тренировку голоса и дыхания «Часы».

    Дети следят за рукой логопеда и чётко произносят: «Тик-так». Рука внизу - голос тихий, рука поднимается - голос становится громче.

    1. 3. Повторение изученных правил речи:
    • Дети коллективно произносят выученный стишок о правилах речи:

    Мы спокойны всегда!

    Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.

    Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

    Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем.

    • Повторение и закрепление изученных правил речи:

    Сначала подумай, что ты хочешь сказать.

    Сделай лёгкий вдох через улыбку.

    Сразу начинай говорить.

    В каждом слове выделяй ударный гласный звук.

    Короткие предложения говори на одном выдохе и делай паузу.

    1. 4. Общение короткими фразами.

    Логопед.- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить правила поведения. То, как же следует себя вести в общественных местах и что полагается говорить в разных ситуациях.

    • А сейчас послушайте стихотворение «Добрые слова»:

    Добрые слова не лень

    Повторять мне

    Трижды в день.

    Только выйду за ворота,

    Всем идущим на работу,

    Кузнецу, ткачу, врачу

    «С добрым утром!» я кричу.

    «Добрый день!» кричу я вслед

    Всем идущим на обед.

    «Добрый вечер!» так встречаю

    Всех домой спешащих к чаю.

    Скажите, какие добрые слова вам ещё известны? (Дети перечисляют слова приветствия и прощания: здравствуйте, рад Вас видеть! До свидания, до встречи, спокойной ночи, доброй ночи; слова благодарности и похвалы: спасибо, благодарю, молодец, очень приятно; слова, которыми сопровождаются просьбы и обращения: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если Вас не затруднит).

    А сейчас прочитайте стишок вслух, соблюдая правила речи. (Дети читают стихотворение по очереди).

    Прочитайте слова - приветствия. («С добрым утром!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»).

    С какой интонацией они произносятся? (С восклицательной).

    А с какой ещё интонацией мы можем произносить слова и фразы? (С утвердительной и с вопросительной).

    Давайте поупражняемся в произнесении коротких фраз с разной интонацией.

    Солнце светит ярко (.!?) Я выучил домашнее задание (.!?) В лесу много грибов и ягод (.!?)

    Ты поздравил бабушку с праздником (.!?) В саду расцвела сирень(.!?) Наташа помогла маме вымыть посуду (.!?)

    • Логопед. - Поработаем с орфографическим словарём. Откройте словарь на букву М. Прочитайте седьмое слово (магазин). - Составьте с ним предложение.

    Откройте словарь на букву А. прочитайте первое слово (абажур). Составьте с ним

    предложение.

    Откройте словарь на странице 212. Прочитайте двадцатое слово снизу (купить).

    Составьте с ним предложение.

    Откройте словарь на букву Б. Прочитайте слово семнадцатое снизу (бабушка).

    Составьте с ним предложение.

    Составьте предложение из всех четырёх слов.

    • Беседа по серии сюжетных картин «В автобусе». Детям предлагается отвечать на вопросы полными ответами.

    Логопед. - Кого вы видите на картине? (На картине мы видим двух девочек).

    Как зовут девочек? (Дети называют девочек).

    Где происходит действие? (Действие происходит в автобусе).

    Кто вошёл в автобус? (В автобус вошла старушка).

    Что она сделала? (Она встала рядом с девочками.).

    Что сделала Катя, когда увидела старушку? (Катя уступила место бабушке).

    Что при этом сказала Катя? (Катя сказала: «Садитесь, пожалуйста».

    Как поступила Катя? (Катя поступила вежливо, уважительно).

    Какой её можно назвать? (Катю можно назвать воспитанной, примерной).

    • Физкультминутка (движение с речевым сопровождением).

    Шёл по берегу петух.

    Поскользнулся, в речку - бух!

    Будет знать петух, что впредь

    Надо под ноги смотреть!

    • Чтение рассказа Н. Носова про Незнайку.

    Сначала рассказ читает логопед, а дети следят по индивидуальным карточкам.

    Незнайка и старичок.

    Незнайка брёл куда глаза глядят. Вдруг он увидел, что какой-то старичок отбивается зонтиком от собаки. Незнайка бросился на помощь, оттащил собаку, усадил старика на скамейку и сказал: «Отдохните, пожалуйста!»

    Тут произошло чудо! Старичок превратился в волшебника и, протягивая Незнайке волшебную палочку, промолвил: Вот ты и совершил три хороших поступка: спас меня от собаки, предложил отдохнуть и сказал «Пожалуйста».

    После этого дети читают рассказ по цепочке.

    Затем читают по ролям.

    Логопед. - Какой первый хороший поступок совершил Незнайка? (Незнайка спас старичка

    от собаки).

    Какой второй? (Незнайка предложил старичку отдохнуть).

    Какой третий? (Незнайка сказал старичку «Пожалуйста».

    А какие добрые поступки совершаете вы? (Дети рассказывают о том, как они

    помогают взрослым в доме, во дворе, в огороде. О том, как заботятся о младших

    братишках и сестрёнках. Как выручают своих товарищей. Как заботятся о

    животных и помогают зимой птицам).

    Какие добрые слова вы говорите? (Дети перечисляют слова приветствия и

    прощания, слова благодарности и похвалы, слова, которыми сопровождаются

    просьбы и обращения).

    • Игра «Угадай предмет».

    Один ученик задумывает вещь из комнаты или на улице. Дети задают вопросы:

    Эта вещь есть в нашей комнате? -Какой она величины? -Какой формы? -Из чего эта вещь сделана? -Как она служит людям?

    5. Итог занятия.

    Логопед отмечает успехи каждого ребёнка. Кто-то говорил плавно, соблюдал паузы. Кто-то быстро всё запомнил, был очень активным. Кто-то говорил лучше, чем на прошлом занятии и т. д.

    Приглашаю вас познакомиться с материалом, который я использую для индивидуальной работы с детьми. Каждый конспект разработан в соответствии с методиками, применяемыми в коррекции заикания: релаксационные упражнения, дыхательные и голосовые упражнения, речевые упражнения на координацию слова с движением, тематический стихотворный материал, речевые игры на воспитание спокойного темпа речи в предложениях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие №1

    Помахать руками, как птички крылышками – напряжение, опустить руки – расслабление.

    Помахать руками, как при прощании - напряжение - кисти рук расслаблены- круговое движение кистями рук.

    Сжать кулачки – напряжение, опустить руки – расслабление.

    2. Дыхательные упражнения.

    Ребенку предлагается:

    Потушить свечу. Сначала нужно вдохнуть через нос (не поднимая плеч и не запрокидывая назад головы), а потом спокойно выдыхать на свечу через рот, произнося длительно шепотный звук ффффффф

    Сдувать ватку с ладони и затем проверять – у кого ватка улетела дальше.
    -предлагается при вдохе понюхать цветок (вдох через нос, выдох через рот)

    Звукоподражания паровозному гудку – уууууууу (громко-тихо)

    Игра «Эхо»: один произносит громко «А» - другой тихо отзывается «а» (так же с гласными «О», «У», звуко комплексами «АУ», «АО», «УА», «ОА»)

    4. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

    1. Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. Игра в считалки проводится медленно, четко произнося каждое слова.
    «Научились мы считать:
    Раз, два, три, четыре, пять!»

    Размеренные движения пальца руки регулируют темп и делают темп произношения текста доступным для ребенка.
    Считалка произносится 4-5 раз,

    2. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с мячом. Например, произносим имена друзей: на замахе мяча говорим первый слог, на второй слог – бросаем мяч: Во – ва.

    3. Речевые упражнения в счете от одного до пяти – под мяч. Каждое слово – бросок мячом в пол.

    4. Произнесение стишка под хлопки:

    Очень мамочку люблю -4 хлопка

    Маму милую мою – 4 хлопка.

    Нежно поцелую- 2 хлопка

    Мамочку родную -2 хлопка.

    5. Речевые настольные игры . Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова.
    Для этих занятий используется любое предметное лото.
    Взрослый показывает голосом, в каком темпе ребёнок должен произносить название взятой ими картинки, а потом предлагает называть картинки в таком же темпе.

    У _меня_ петушок. - У_ меня_ рыбка. - У_ меня_ белка

    Занятие №2

    1.Расслабляющие движения.(релаксация)

    «Олени». «Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя». (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) «Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени. Расслабились руки.

    Упражнение для расслабления мышц живота

    «Качели» Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

    Качели вверх (вдох),

    Качели вниз (выдох),

    Крепче ты, дружок, держись

    «Шарик». «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух - будто шарик лопнул.

    2. Дыхательные упражнения.

    -"Лети, перышко!". Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело. - дифференциация ротового и носового дыхания: а)вдох-носом, выдох-носом б)вдох-носом, выдох ртом

    Пропевание звука А-А-А на плавном выдохе. (то же со звуками О, И, У, Э)

    Пропевание звукокомплексов АУ, АУО, АУИ, АУЭ, АО, АОУ, АОЭ, АОИ.

    Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. (в руках у ребёнка мяч, на ударный слог движения к себе-от себя)

    Я кувшинчик уронила

    И об пол его разбила

    1, 2, 3- мячик мамочка лови!

    Воспитание спокойного темпа речи в игре с бубном. Например, произносим слова: на каждый удар бубна произносим слово по слогам. Словарь: ба-нан, ли-мон, ки-ви, гру-ша, ды-ня, ман-да-рин, а-пель-син.

    Речевые упражнения под мяч. Каждый ударный слог – бросок мячом в пол.

    Словарь из сказки «Репка»: рЕпка, дЕдушка, бАбушка, внУчка, Жучка, кОшка, мЫшка.

    5. Речевые настольные игры . Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова, затем в четыре слова.

    У_меня_апельсин. У_меня_сладкий _апельсин. У_меня_лимон. У_меня_кислый_лимон. Словарь: названия фруктов.

    Занятие №3

    1.Расслабляющие движения.(релаксация)

    «Кулачки» - Выполняется сидя. Свободно положить руки на колени,

    ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

    «Сосулька» Выполняется стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая всё тело. После слов «солнце взойдёт и сосулька упадёт», опустить руки, расслабляя их.

    2. Дыхательные упражнения.

    а) «Воздушный шар» - во время выдоха произносится звук «ф-ф-ф». Рука ребёнка на диафрагме контролирует вдох и выдох.

    Шарик надувает ребёнок «Ф_Ф_Ф»

    Шарик надувает мама «Ф_Ф_Ф_Ф»

    Шарик надувает папа «Ф_Ф_Ф_Ф_Ф_»

    б) Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).Счёт ведёт взрослый.

    «Баюкаем куклу» - тянем А – а-а-а-а-а. Произносится громко - тихо.

    «Болят зубы» - тянем О – о-о-о-о-о. Звук произносится громко – тихо.

    На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза –

    Аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.

    АОАО АУАУ АИАИ АЭАЭ УАУА УОУО УИУИ УЭУЭ

    4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

    По дорожке мы пойдём

    И корзинку мы найдём.

    В руки овощи беру

    И в корзинку положу.

    5. Речевые настольные игры .

    а) Ребёнок берёт овощ и говорит фразу «У меня помидор». «У меня огурец» и т.д. Затем постепенно фраза наращивается: «У меня красный помидор, это овощ». «У меня зелёный огурец, это овощ».

    б) Игра «Чего не стало?» На столе картинки с овощами. Ребёнок закрывает глаза. Взрослый убирает картинку. Чего не стало? Ответ: Не стало огурца.

    Игра «Скажи ласково» Огурец – огурчик. (Картофель, морковь, свекла, помидор)

    Игра «1-3-5» Например: «Один огурец, три огурца, пять огурцов. И.т.д.» (картофель, морковь, свекла, помидор, огурец).

    Занятие №4

    1.Расслабляющие движения.(релаксация)

    Замок» - Выполняется стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетёнными пальцами поднять завести за голову, напрячься и резко опустить руки с одновременным расслаблением.

    2. Дыхательные упражнения.

    «Задуй свечку» - ребёнок держит полоску бумаги на расстоянии около 10 см. от губ. Медленно и тихо подуть на свечку так, чтобы «пламя» свечи отклонилось.

    «Форсированный выдох» - вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»). Повторить 7-10 раз.

    На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.

    Последовательность упражнения:

    . На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми

    Гласными, а затем новый вдох – и новое сочетание. Последовательность

    Упражнения та же, что и в предыдущем упражнении.

    4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

    А) Ванька-встань-ка, Ванька-встань-ка

    Приседай-ка, приседай-ка.

    Будь послушен, ишь какой,

    Нам не справиться с тобой.

    Б) Прошагивание названий игрушек со зрительной опорой. Слова: ку-бик, ма-ши-на, мя-чик, пи-ра-ми-да, и-груш-ки, ба-ра-бан, миш-ка, со-бач-ка.

    В) Согласование существительного с личным местоимением. Например, это моя кукла.
    Моя - кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
    мой - мяч, мишка, слон.

    Г) Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
    Мяч -мячик, кукла - куколка, мишка - мишенька, мишутка,
    машина - машинка, собака - собачка, пирамида - пирамидка.

    Занятие №5

    1.Расслабляющие движения.(релаксация)

    «Загораем» - Выполняется сидя. Ноги вытянуты вперёд, ноги поднять, мышцы ног напряжены. Затем ноги опускаются, отдыхают, расслабляются. Повторить несколько раз.

    а) На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными - А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произнести на одной высоте. Протяжённость звуков характеризует определённую мелодию – «распевная интонация».

    б) Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до 10, на каждый счёт ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал от пола». Следить, чтобы звук не был напряжённым.

    в) На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо.

    г) На плавном выдохе произносим названия домашних животных:

    коза-козёл-козлёнок кот, кошка, котёнок бык – корова – телёнок

    собака – кошка – корова пёс – собака - щенок

    3. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

    а) - Киса, кисонька, кисуля!-

    Позвала котенка Юля.

    Не спеши домой, постой!-

    И погладила рукой.

    б) Прошагивание названий домашних животных: кош-ка, со-ба-ка, ко-ро-ва, ко-за, ло-шадь, ко-тё-нок, те-лё-нок, кро-лик, по-ро-сё-нок.

    в) «Кто как кричит». Ребёнок кладут ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения, исключая союзы. Таким образом он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки.

    Кошка и котята мяукают. (3 нажатия) Собака и щенята лают. Лошадь и жеребята ржут.

    Корова и телята мычат. Свинья и поросята хрюкают.

    г) «Кто что любит» Собака любит мясо. (3 нажатия) Лошадь любит сено. Кошка любит молоко. Коза любит сено. Кролик любит морковку и капусту.

    Д) «Исправь ошибку» У кошки - козлёнок. У коровы – поросёнок. У собаки – котёнок.

    У козы – щенок. У кролика- телёнок.

    Занятие №6

    1.Расслабляющие движения(релаксация)

    «Любопытная Варвара» - Выполняется сидя.

    Повернуть голову влево, постараться увидеть как можно дальше. Мышцы напряжены. Возвращаемся в исходное положение, смотрим прямо. Мышцы шеи расслаблены. Затем голову поворачивают вправо.

    Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад, напрячь шею. Выпрямиться, расслабиться.

    Медленно опустить голову вниз, напрячь мышцы шеи. Выпрямиться, расслабиться.

    «Заводные игрушки» - Превратиться в заводную игрушку. Повернуться вокруг себя. Игрушка сломалась – застыть в определённой позе, почувствовать напряжение, расслабиться.

    2. Дыхательные упражнения.

    «Воздушный шар» - во время выдоха произносится звук «ф-ф-ф».

    «Гуси» - руки на поясе. Медленно наклонить туловище вперёд, не опуская голову вниз протяжно произнести «г-а-а-а».

    «Горка» Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).

    а) Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; После каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

    б) На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

    4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

    а) Три медведя шли домой

    Папа был большой, большой,

    Мама чуть поменьше ростом

    А сынок – малютка просто

    Очень маленький он был – с погремушками ходил.

    б) Прошагивание названий диких животных: лиса, волк, медведь, зайчик, лисёнок, волчонок, медвежонок, зайчонок.

    в) Игра «Кто кем был». Ответы полным предложением. Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения, исключая союзы. Таким образом, он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки.

    Медведь был (медвежонком).-3 нажатия. Ёжик был (ежонком). Лиса была лисёнком. Лось был (лосёнком). Волк был (волчонком). Белка была (бельчонком). Заяц был (зайчонком).

    5. Беседа по теме.

    Чем питаются дикие животные?

    Кто из зверей делает запасы на зиму?

    Какие это запасы?

    Как называется жилище медведя? – Берлога. Волка? – Логово. Лисы, ежа? – Нора. Белки? – Дупло. Где живут дикие животные? – Медведь живет в берлоге, волк – в логове, ёж, лиса – в норе, белка – в дупле. Заяц спит под кустом.

    6. Пересказ сказки «Теремок» по ролям вместе со взрослым.

    Занятие №7

    1.Расслабляющие движения.(релаксация)

    - «Штанга» - Выполняется стоя. Представьте, что поднимаем тяжёлую штангу. Наклонились, взяли штангу. Кулачки сжаты, медленно поднимаем руки. Они напряжены, тяжело держать штангу. Устали, бросили штангу. Руки расслаблены и свободно повисают вдоль туловища.

    -«Загораем» - Выполняется сидя. Ноги вытянуты вперёд, ноги поднять, мышцы ног напряжены. Затем ноги опускаются, отдыхают, расслабляются. Повторить несколько раз.

    2. Дыхательные упражнения.

    С идя на стуле. Вдох, расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик. Пауза (задержка дыхания). Выдох, втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

    Сидя на стуле. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

    «Птичьи голоса». Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд- кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?».

    4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

    А) Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

    А за ней цыплятки – жёлтые ребятки.

    «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

    Лапками гребите, зёрнышки ищите!»

    Петушок, петушок,

    Золотой гребешок.

    Масляная головушка,

    Шелковая бородушка.

    Выгляни в окошко,

    Дам тебе горошку.

    б) Игра «Кто кем был». Ответы полным предложением с легким нажатием пальцами при произнесении каждого слова. Курица была цыплёнком (3 нажатия). Гусь был гусёнком. Утка была утёнком. Индюк был индюшонком.

    в) Игра с мячом. «Один-много» Прошагивание слов по слогам. Цыпленок – цыплята, петух-петухи, индюк-индюки, утка-утки, гусь-гуси, утёнок-утята, гусёнок-гусята, индюшонок-индюшата.

    г) « Исправь ошибку » У утки – гусята; у индюшки – цыплята; у курицы – утята; у гусыни – индюшата.

    д) «Скажи наоборот» Утка большая, а утёнок… (маленький.) Цыплёнок молодой, а петух…(старый). У гуся шея длинная, а у курицы….(короткая).

    Е) «Назови ласково » Петух-петушок, курица-курочка, цыплёнок-цыплёночек, утёнок-утёночек, клюв-клювик, крыло-крылышко, хвост-хвостик, перо-пёрышко, яйцо-яичко.


    Индивидуальное занятие с ребенком страдающим заиканием.

    «Путешествие в страну Кратких ответов».

    ТЕМА: Путешествие в страну Кратких ответов.

    Корреционно-образовательные:

    Закрепление в сознании дошкольника техники правильной речи. Воспитание самостоятельной, плавной и ритмичной речи.

    Расслабление мышц по контрасту с напряжением; воздействие словом на волю и сознание ребенка, вызывание спокойствия, уравновешенности, уверенности в своей речи.

    Тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, словах, короткой фразе.

    Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слов: выделение ударного гласного звука из слов, деление слов на слоги.

    Развитие процессов словообразования и словоизменения: употребление существительных в творительном падеже единственного числа; образование названий детёнышей животных, относительных прилагательных от существительных

    Коррекционно-развивающие:

    Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.

    Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к занятию.

    Оборудование: Набор фигурок животных, домики; предметные картинки: детёныши животных, продукты питания; план и улицы города Красивой речи; набор слов: название животных; буквы для составления слова.

    Ход занятия.

    1. Наши глазки хорошо смотрят и всё видят.

    Наши ушки хорошо слушают и всё слышат.

    А наш язычок что хочет делать? (Правильно, говорить). Но вначале мы должны расслабиться, а для этого будем делать упражнения.

    2. Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением.

    Сели на стульчик. Руки на коленях. Успокоились. Слушайте и делайте как я.

    Упражнения: “Кулачки” (расслабление мышц рук).

    “Олени”,

    “Загораем” (расслабление мышц ног).

    “Штанга” (-/- мышц рук, ног и корпуса),

    “Кораблик”.

    “Шарик” (расслабление мышц живота).

    “Любопытная Варвара” (-/- шеи).

    “Хоботок” (-/- мышц речевого аппарата и губ),

    “Лягушки”.

    “Сердитый язык” (расслабление мышц языка),

    “Горка”.

    3. Внушение “Волшебный сон”.

    Теперь, ты знаешь, как легко говорить, когда нет напряжения. Если ты почувствуешь, что не получается какое-то слово, нужно остановится, расслабится, сделать спокойный вдох и продолжать говорить плавно, четко, не напряженно.

    Повторим команды правильной речи.

    Мы всегда спокойны!

    Говорим всегда красиво,

    Смело и неторопливо!

    Ясно, четко говорим,

    Потому что не спешим!...

    4.-А вот и город Красивой речи. Какие же улицы есть в этом городе?

    (Чтение названий улиц: ул. Громкая, Четкая, Пауз. Неторопливая;

    выделение ударного гласного звука; деление слов на слоги; нахождение таких же слов на плане города).

    Самая главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому что в речи гласные звуки самые главные.

    И еще на плане есть озеро Спокойствия.

    Мы всегда спокойны.

    5. -Собираемся в поездку по стране Кратких ответов. Здесь все жители говорят кратко, отвечают на вопрос только одним – двумя словами.

    Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем,

    Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.

    Каким видом транспорта мы воспользуемся! (Поездом, автобусом, полетим на самолете, можно плыть на теплоходе и т.д.)

    Развитие речевого дыхания.

    Ребенок изображает движение поезда (чу-чу-чу).

    На длительном выдохе произносит: “у-у-у” (гудит паровоз) и т.д.

    6.-Вот, кажется, мы подъезжаем к зоопарку. Как раз в зоопарк привезли из разных мест зверей. Поможем животным найти свои дома?

    (Чтение названий домиков. Расселяем зверей).

    Олень Лиса

    Игра: “Кому что?” (кормление зверей – карточки с названием любимой еды животных, предметные картинки).

    Вскоре у животных появились детёныши. Игра “У кого кто?”.

    7. А сейчас мы отправимся в кафе “Сладкоежка”.

    В кафе продавец угощает тех, кто сумеет правильно и неторопливо ответить на вопросы.

    Что продаётся в кафе “Сладкоежка”? Какие сладости? (Ответы ребенка)

    Ещё здесь продаются различные соки из фруктов и ягод:

    Сок из винограда – виноградный,

    -//- из груш –

    -//- из мандаринов –

    -//- из персиков –

    -//- из яблок – и т.д.

    Подсчет карточек. (За правильные ответы и плавное чёткое произношение слов – даются фишки).

    8. Вот и закончилось наше путешествие. Будем возвращаться в детский сад.

    На табличке все буквы разбежались. И чтобы вернуться - нужно составить из букв слово. (Определение последовательности и количества звуков в слове, чтение слова).

    9. Подведение итогов занятия.