Войти
Секреты красивой фигуры
  • Что выбрать: футбол или хоккей?
  • Тяга в наклоне т образной штанги
  • Как убрать жир с ляшек за неделю – самые эффективные упражнения!
  • Какими упражнениями можно заменить приседания со штангой Упражнения заменяющие приседания
  • Как быстро накачать мышцы рук
  • Что такое сплит система тренировок Общеоздоровительная система тренировок
  • Программа доп образования в доу школа мяча. Школа мяча

    Программа доп образования в доу школа мяча. Школа мяча

    Калинкина Наталья Леонидовна
    Кружок «Школа мяча» Видео

    Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности, я организовала кружок "Школа мяча ", который предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами, особенностями, состоянием здоровья и с учётом возраста детей.

    Мяч - самая древняя, самая любимая игрушка детворы. Упражнения с мячом и игры с ним способствуют развитию у детей таких физических качеств как ловкость, прыгучесть, координация движений, глазомер, воспитывают чувство взаимопомощи, доверие и право на риск, а также стремление к победе и умение играть и жить в коллективе по принятым правилам.

    Умение ребёнка владеть мячом повышает умственную активность, помогает ориентироваться в пространстве, развивает сообразительность и быстроту мышления, приводит к осознанию собственных действий. Ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность, обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.

    Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Игры и упражнения с мячом укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, способствуют выработке хорошей осанки.

    Публикации по теме:

    «Школа мяча»: приёмы работы с мячом в разных возрастных группах Цели: 1. Развитие координации движений, крупной, средней и мелкой моторики. 2. Развитие координации зрения, моторики и речи. 3. Создание.

    Физкультурное развлечение «Праздник мяча» Дети – это наше будущее, наше будущее – это здоровые дети. Необходимо помнить – здоровье начинается.

    Конспект НОД по физическому развитию «Школа мяча» (средняя группа) Группа: Средняя (4-5 лет). Тема занятия: «Школа мяча». Цель: укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей. Задачи:.

    Конспект занятия по физической культуре с элементами баскетбола «Школа мяча» Конспект занятия по физической культуре с элементами баскетбола «Школа мяча» Задачи 1. Упражнять детей в разных видах ходьбы и бега, передаче.

    Тема: "Наряд весны" Сегодня я хочу рассказать очень старую сказку, которую я услышала много лет назад. А сказка эта о том, как на смену холодной.

    Кружок «Школа мяча» во второй младшей группе Пояснительная записка. Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений занижена. Снижается.

    В феврале 2017 года мною инструктором по ФК, воспитателем Рыженковой М. Г. был проведён мастер – класс «Школа мяча» в рамках плана РМО Туапсинского.

    Программа по внеурочной деятельности «Школа мяча» Календарно - тематическое планирование занятий по программе «Школа мяча» 34 часа. № Кол-во часов Тема занятий с элементами содержания и.

    Утверждено:

    Заведующей МБДОУ

    детский сад № 8

    Романенко.Г.Л

    Программа секции

    «Школа мяча»

    Для детей 5-7 лет

    Срок реализации: учебный год (с октября по май)

    Составитель программы

    Инструктор физической культуры

    МБДОУ Детский сад № 8

    комбинированного вида

    Деревянко.О.А.

    Пояснительная записка.

    Для развития организма ребёнка – дошкольника и его разнообразный двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения с мячом различного объёма развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и костей, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удёрживающие позвоночник и способствуют выработке хорошей осанки. Развивают физические качества как быстрота, выносливость, ловкость, равновесие и гибкость.

    В программе «Из детства в отрочество» реализуемой нашим ДОУ играм и упражнениям с мячом уделяется недостаточно времени, поэтому дети не владеют мячом (боятся его, не умеют закидывать в кольцо, отбивать и т.д.). Для решения данной проблемы я разработала программу «Школа мяча» в нашем ДОУ, которая рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и реализуется в течение 2 лет.

    Курс занятий для детей 5–6 лет и 6–7 лет разработан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин.

    Структура кружкового занятия состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. При обучении игре в баскетбол предлагается учитывать последовательность овладения техникой: бег в разном темпе, умение останавливаться на полном ходу «стойка баскетболиста», изучение ведений мяча, передача мяча, забрасывание мяча в кольцо.

    Основной принцип в работе с детьми индивидуально – дифференцированный подход.

    С целью выявления уровня овладения техникой мяча детьми проводится диагностические исследования в начале и конце учебной программы в форме игр, наблюдений, выполнения упражнений.

    Количество занятий в год: 32

    Количество занятий в месяц: 4

    Цель: Развитие физических качеств и навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения техники игры в баскетбол.

    Задачи: 1. Способствовать овладению техникой действий с разными мячами.

    2. Формировать новые двигательные навыки при обучении элементами игры в баскетбол.

    3. Формировать навыки сотрудничества: играть в команде для достижения общей цели, адекватно относиться к своим неудачам и неудачам соперников.

    Учебно-тематический план.

    Старшая группа

    Количество

    Ведение мяча правой и левой рукой

    4 занятия, 1ч 40 мин.

    Ловля – передача двумя руками на месте

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    Передача мяча одной рукой от плеча.

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    Передача мяча от груди разными способами. Передача мяча одной рукой.

    3 занятия, 1ч 15 мин.

    Ведение мяча в движении (ходьба и бег по прямой)

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    Броски мяча в горизонтальную цель. Ведение мяча в ходьбе и беге со сменой направления.

    4 занятия, 1 ч 4 мин.

    Ловля – передача мяча в движении (с ведением). Броски мяча в корзину с места.

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    Учебно-тематический план .

    Подготовительная группа.

    Количество

    Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину

    4 занятия, 1ч 40 мин.

    Защитные действия.

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    Размещение по всей площадке – выход на свободное место для получения мяча.

    3 занятия, 1ч 15 мин.

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    Совершенствование навыков точного выполнения правил, ориентирование на площадке.

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    Формирование навыков точного выполнения правил, ориентирование на площадке.

    4 занятия, 1 ч 40 мин.

    Формирование навыков самостоятельной организацией игры: судейство.

    4 занятия, 1 ч 40 мин.


    «Школа мяча». (1-ый год).

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Взаимодействия с родителями

    Формы подведения итогов

    Октябрь.

    Основная стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.

    1-2 недели

    Учить принимать основную стойку баскетболиста. Упражнять детей в умении бросать большой мяч точно перед собой, ловить, согласовывать движения рук и ног при отбивании мяча о пол.

    Развивать у детей самостоятельность в действиях с мячом

    Действия с мячом, держание мяча.

    «Перенос мяча в беге».

    «Подбрось, поймай, упасть не давай».

    «Играй, играй, мяч не теряй».

    Познакомить родителей с работой кружка, с целью и задачами на учебный год.

    Предложить приобрести мячи разных размеров

    3-4 недели

    Учить принимать основную стойку баскетболиста. Упражнять в правильной ловле мяча.

    Упражнять в отбивании мяча от пола ладонью.

    Развивать умение реагировать на сигнал.

    «Передача мяча волной».

    Отбивание мяча.

    Упражнения в отбивании мяча.

    «Играй, играй, мяч не теряй».

    Ноябрь

    Ловля-передача мяча двумя руками на месте.

    1 – 2 недели

    Упражнять в ловле мяча.

    Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

    Основная стойка баскетболиста, ведение мяча на месте правой и левой рукой.

    Передача мяча.

    «Играй, играй, мяч не теряй».

    «Отбивание мяча и ловля о стенку»

    Домашнее задание: передача

    3 – 4 недели

    Закрепить приёмы ведения мяча на месте.

    Упражнять в передаче и ловле мяча.

    Развивать ориентировку на площадке, воспитывать уважение к товарищу по игре.

    «Мяч водящему»

    «Зайчик».

    Передача мяча в парах.

    «Зайчик».

    Декабрь.

    Передача одной рукой от плеча на месте.

    1-2 недели

    Упражнять детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой),

    Воспитывать умение приходить на помощь товарищу.

    Закреплять приёмы ведения мяча на месте, передачу мяча двумя руками от груди.

    3-4 недели

    Упражнять детей в передаче мяча одной рукой от плеча (правой, левой рукой).

    Закреплять у детей навык ведения мяча на месте правой и левой рукой.

    Развивать глазомер.

    Упражнения с мячом.

    «Зайчик».

    Передача мяча водящему.

    «Снайперы».

    Ведение мяча.

    Отбивание мяча о стену от плеча одной рукой и ловля его.

    «Играй, играй мячу упасть не давай».

    Домашнее задание:

    Упражнять детей в передаче мяча.

    Наблюдение за выполнениями упражнений с мячом

    Январь

    Передача мяча от груди разными способами.

    Передача мяча одной рукой.

    Упражнять в передаче мяча от груди разными способами (стоя, сидя, на коленях).

    Закреплять умение передавать мяч одной рукой.

    Воспитывать ответственность.

    «Зайчик»

    Упражнения с мячом.

    «Сбей грушу».

    Передача мяча в парах.

    Встречная передача мяча в колоннах.

    Предложить игру «Сбей кеглю».

    Продолжить упражняться в передаче мяча.

    Игра «Передача мяча в парах»

    Февраль.

    Ведение мяча в движении (ходьба и бег по прямой).

    1-2 недели

    Закреплять ведение мяча на месте.

    Упражнять детей вести мяч, передавать и ловить его. Совершенствовать умение ведение мяча на месте правой и левой рукой.

    Ведение мяча с движением.

    «Эстафета с ведением мяча».

    Ведение мяча на месте.

    Ведение мяча в движении.

    Работа с карточками.

    3-4 недели

    Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку.

    «Мотоциклисты».

    П.И. с мячом.

    Сделать вместе с детьми карточки.

    «Эстафета с ведением мяча».

    Март.

    Броски мяча в горизонтальную цель.

    Ведение мяча в ходьбе и беге со сменой направления.

    1-2 недели

    Упражнять детей в умении вести мяч по прямой.

    Учить детей вести мяч правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость движения.

    Передача мяча в парах сидя.

    «10 передач»

    «Ведение мяча по прямой».

    Работа с карточками.

    Познакомить родителей с играми с мячом через Папку – передвижку «Игры с мячом».

    3-4 недели

    Совершенствовать умение ловить мяч, брошенный воспитателем или товарищами на различном расстоянии. Упражнять в забрасывании в кольцо.

    «Передай - не роняй»

    «Поймай – поведи – забей в кольцо».

    П.И. с мячом.

    «10 передач»

    Апрель

    Ловля – передача мяча в движении (с ведением).

    Броски мяча в корзину с места.

    1-2 недели

    Упражнять детей в ведении и забрасывании большого мяча в баскетбольную корзину.

    Развивать меткость, точность в движении, воспитывать честность и справедливость.

    Упражняться с мячом.

    «5 бросков»

    Работа с карточками.

    Анкетирование «Как вы играете дома?»

    3-4 недели

    Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину.

    «Метко в кольцо».

    Упражнения по бросанию в цель.

    «Метко в кольцо».

    Май

    1-2 недели

    Упражняться с мячом.

    «Метко в кольцо».

    «День и ночь».

    Работа с карточками.

    Советы для родителей

    Папка ширма:

    «Домашний баскетбол».

    «Поймай – поведи – забей – в кольцо».

    «Школа мяча». (2-ый год).

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Взаимодействия с родителями

    Формы подведения итогов

    Октябрь.

    Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину

    1-4 занятие.

    Упражнять в ловле и ведении мяча; упражнять в забрасывании большого мяча в баскетбольное кольцо.

    Развивать меткость, точность в движении.

    Основная стойка баскетболиста, передача мяча в парах, в группе.

    П. /И «зайчик»

    «Передача по кругу через центр»

    П/и «Мотоциклисты»

    «Играй, играй мяч не теряй»

    Ведение мяча в движение, забрасывание мяча в кольцо.

    Наблюдение.

    Ноябрь

    Защитные действия.

    1-4 занятие.

    Совершенствование навыков передачи и ловли, ведения бросков в корзину. С места, после перемещения с фиксированной остановкой.

    П. /И «зайчик»

    Стойка баскетболиста

    «Поймай – поведи – забей – в кольцо».

    Работа в тройках с мячом.

    Ведение мяча.

    Оценка действий.

    Декабрь.

    Координация действий с мячом между собой.

    1- 4 занятие.

    Защитные действия. Передача, ловля, ведение, броски в корзину.

    Ведение мяча с движением

    «Эстафета с ведением мяча».

    П./и «мяч через сетку».

    Работа по подгруппам.

    Работа в тройках.

    «Передачи по кругу через центр».

    Попади в цель.

    Забрасывание мяча в корзину.

    Наблюдение.

    Январь

    Размещение по всей площадке - выход на свободное место для получения мяча.

    Координация действий с мячом между собой. Защитные действия. Передача- ловля, ведение,

    броски в корзину.

    П./и «Зайчик».

    «Мотоциклисты»

    Работа в тройках.

    Домашнее задание передача мяча и ведение мяча.

    Командная игра.

    Февраль.

    Знакомство с правилами игры в баскетбол.

    1 занятие.

    Чтение произведения В.Г. Гришин, Н.Ф. Осипов «Малыши открывают спорт» манипуляции героями на нарисованном поле.

    Обсуждение с детьми правил.

    2 – 4 занятие.

    Размещение по всей площадке выход на свободное место; координация действий защитные действия, передача – ловля, ведение, броски в корзину.

    «баскетбол».

    Закрепление правил. Бег в разных направлениях. Ведение мяча правой и левой рукой между предметов.

    П./и «Зайчик».

    Броски в корзину, передача мяча в парах, игра в тройках.

    Обсудить дома с родителями правила игры «баскетбол».

    Нарисовать рисунок на тему «я будущий баскетболист»

    Передача мяча.

    Игра в тройках оценка детьми

    Март .

    Совершенствование навыков точного выполнения правил ориентирование на площадке.

    1-4 занятие.

    Закрепить.

    Размещение на площадке, координация действий, защитные действия, передача – ловля, ведение, броски в корзину.

    П. /и « Передай не роняй»

    П./и «Поймай, проведи - забег в кольцо».

    Игра по командам.

    П./И « метко в кольцо»

    Ведение мяча по прямой.

    Забрасывание мяча в кольцо.

    Поймай, проведи - забей в кольцо.

    Апрель

    Формирование навыков самостоятельной и коллективной игры с мячом, видение площадки.

      4 занятие

    Совершенствование навыков точного выполнения правил. Ориентирование на площадке, координация действий, защитные действия, передача - ловля, Ведение, броски в корзину.

    «Баскетбол».

    Ведение мяча между предметами.

    Обсуждение с детьми.

    Май

    Формирование навыков самостоятельной организации игры: судейство

    1-2 занятие

    Выполнение правил, видение площадки, координация действий

    Игра «Баскетбол» командная

    Ведение мяча, передача мяча в пятерках

    Папка ширма для родителей:

    «Домашний баскетбол».

    Игра «Баскетбол»

    3–4 занятие

    Игра в баскетбол, самостоятельное проведение тайма

    Игра командная с детьми группы

    Судейство

    Диагностика

    Уровень усвоения

    двигательных умений и навыков движений с мячом

    Старшая группа

    Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.

    Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

    Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты действий с мячом.

    Подготовительная к школе группа

    Низкий. Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.

    Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнения с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Способен оценить движения с мячом других детей, упорен в достижении своей цели. Может придумать и выполнить несложные действия с мячом.

    Высокий. Технически правильно, результативно уверенно точно выполняет все упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества в работе с мячом. Самостоятельно составляет простые варианты упражнений с мячом.

    Ожидаемый результат.

    1.Дети овладели техникой действий с разными мячами.

    2.У детей сформированы новые двигательные навыки: ведения мяча разными способами, забрасывание мяча в корзину, бег с ввёртыванием при ведении мяча, блокировка, ведение мяча с бегом в разном темпе.

    3. Сформированы навыки сотрудничества: дети умеют играть в команде для достижения общей цели.

    Адекватно оценивать результаты игры, своих действий.

    Список литературы:

      Гришин В.Г., Осипов Н.Ф.«Малыши открывают спорт». Москва, Педагогика, 1975

      Занозина А.Е., Гришина С.Е. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6–7 лет. – М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2008

      Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод. пособие. – М.: Изд–во НЦ ЭНАС, 2002

      Прищепа С.С. «Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет», Москва, Творческий центр Сфера, 2009

      Черник Е.С. «Физическая культура во вспомогательной школе», Москва, Учебная литература, 1997

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №6

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка

    ПО физическому воспитанию дошкольников

    «Школа мяча».

    (рассчитана на детей от 5 до 7 лет)

    Срок реализации программы до 2лет.

    ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА

    интструктором

    по физической культуре

    Кукуевой

    Мариной Владимировной

    Полярные Зори

    Пояснительная записка .
    Данная рабочая программа составлена на основе учебно-методического пособия Николаевой Н.И. «Школа мяча», рекомендованной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», и предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет.

    Срок реализации рабочей программы до 2 лет.

    Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию ловкости, ритмичности, глазомера, координации, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в моей физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Основная моя задача – научить детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей большой популярностью. Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. В программе «Старт», по которой я работаю, действия с мячом занимают значительное место, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения. В старшей группе разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети уже имеют разносторонние навыки владения мячом. Они умеют его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. Много времени уделяю упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, в парах, по кругу, в кругах с водящим. В играх и упражнениях с мячом стараюсь приучать детей бросать друг другу мяч так, чтобы товарищу было удобно его поймать. В старшей группе почти все дети умеют подбрасывать и ловить мяч после отскока от земли, пола не менее 10 раз подряд.

    Навыки ловли успешно формируются в индивидуальной работе с детьми. Хорошему владению мячом способствуют разнообразные индивидуальные упражнения «Школа мяча», которые проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года. В таких упражнениях, как подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком, с поворотом вокруг себя, формирую у детей навык подбрасывать мяч повыше и прямо над собой, чтобы успеть похлопать в ладоши или повернуться вокруг себя и поймать мяч.

    В работе со старшими дошкольниками имеют место и упражнения в бросании, ловле и отбивании мяча одной рукой. Эти упражнения постепенно усложняются с увеличением высоты подбрасывания, количество подбрасываний подряд. Подбрасывание и ловля мяча требует дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений обращаю внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить. В игровых заданиях движения выполняются слитно. Необходимо следить, чтобы дети проделывали упражнения правой и левой руками. При ловле мяча одной рукой его встречают кончиками пальцев, ладонью, после чего рука с мячом плавным движением отводится немного назад, если мяч летит навстречу, или вниз, если мяч падает сверху. Движения рук и кистей смягчают прием мяча. Во время ловли мяча ребенку необходимо смотреть на мяч, пока он не возьмет его в руки. Такими же мягкими и плавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол как на месте, так и с продвижением вперед. Последнее называется ведением мяча. Поступательное движение мячу придают кисти и предплечья.

    Задания для старшей группы активно стимулируют проявление разных физических качеств- ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости. Например (для развития ловкости): подбрасывание и ловля мячей из разных положений – стоя на коленях. Сидя по - турецки, другие упражнения из «Школы мяча».

    На занятиях и в самостоятельных играх у детей седьмого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Широко используются упражнения из «Школы мяча». К концу учебного года ребята осваивают технику перебрасывания мяча друг другу двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. Дети упражняются в перебрасывании мяча и во время передвижения в парах. Стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку.

    Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой руками. Становится возможным ведения мяча на большой скорости, на значительном расстоянии (20-30м), выполнение при этом дополнительных заданий. В результате упражнений движения ребенка становятся координированными, он овладевает умением управлять мячом, мягко отталкивая его кистью. Чтобы проверить степень владения мячом, предлагаю ребятам игровые варианты «Ведения мяча с закрытыми глазами», например: вести низко у самого пола. Дети могут выполнять сложные точные движения с мячом, развивая ловкость: удары об стенку с заданиями, «Вперед с мячом», « Не теряй мяч», «Передай мяч», «Пройди с мячом». Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Считаю, что упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный оздоровительный и воспитательный эффект, обеспечивают необходимую физическую нагрузку на все группы мышц. Поэтому освоение детьми владения мячом занимает одно из ведущих мест в моей физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками.

    Цель программы стимулировать интерес детей к занятиям физической культурой и спортом, предусматривает воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

    Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи :


    • Образовательные :

    1. учить детей передавать - ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами;

    2. развивать глазомер, контролировать траекторию полета мяча;

    3. обучать основным способам ведения и владения мяча в игровых формах;

    4. учить детей передавать двумя руками от груди, ловить его;

    5. при ведении мяча не бить по нему, а толкать его вниз, вести мяч вперед - сбоку, а не прямо перед собой, смотреть вперед, а не вниз перед собой (это сложная техника, которую дети осваивают постепенно).

    • Оздоровительные задачи :

      1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

      2. создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;

      3. дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья детей и их функциональных возможностей.

    • Воспитательные задачи :

    1. развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;

    2. формировать у детей умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;

    3. побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

    Место занятий в учебном плане.

    Занятия кружка «Школа мяча» проводятся для детей старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю в вечернее время инструктором по физическому воспитанию. Общее количество занятий за учебный год – 32.

    Продолжительность занятия – 25-30 минут.

    Педагогический анализ знаний, умений, навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле)

    Педагогическая диагностика освоения детьми техники владения мячом проводится по критериям, предложенным Николевой Н.И. («Уровни усвоения двигательный умений и навыков движений с мячом»).
    Требования к уровню подготовки воспитанников в результате освоения

    программы по физическому воспитанию «Школа мяча».

    В результате освоения данной программы воспитанник должен уметь:

    Бросать мяч вверх, об землю и ловить его несколько раз подряд одной и двумя руками;

    Прокатывать набивные мячи из разных исходных положений: стоя, сидя, стоя на коленях;

    Перебрасывать мяч из разных положений, во время ходьбы и бега;

    Перебрасывать мяч друг другу через сетку;

    Передавать мяч с отскоком от пола из одной руки в другую стоя и в движении;

    Отбивать мяч одной рукой от пола на месте и в движении;

    Вести мяч, продвигаясь вперед бегом, прыжками, между предметами;

    Бросать мяч в цель из положений стоя, на коленях, сидя;

    Забрасывать мяч в баскетбольное кольцо.
    Диагностика

    Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом.
    Старшая группа.

    Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.

    Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

    Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты с мячом.
    Подготовительная к школе группа.

    Низкий. Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.

    Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Способен оценить движения, с мячом других детей, упорен в достижении своей цели. Может придумать и выполнить несложные действия с мячом.

    Высокий. Технически правильно, результативно, уверенно, точно, выполняет все упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества в работе с мячом. Самостоятельно составляет простые упражнения с мячом.
    Диагностическая методика на выявление уровня усвоения двигательных

    умений и навыков движений с мячом.


    • Броски мяча вверх и ловля его:
    не менее 10 раз – 3 балла,

    от 5 до 10 раз – 2 балла,

    менее 5 – 1 балл.


    • Отбивание мяча об пол одной рукой:

    от 5 до 10 раз – 2 балла,

    менее 5 – 1 балл.


    • Отбивание правой – левой рукой на месте:
    не менее 10 раз подряд – 3 балла,

    от 5 до 10 раз – 2 балла,

    менее 5 – 1 балл.


    • Ведение мяча, продвигаясь бегом:

    • Перебрасывание мяча через сетку друг другу:
    технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,

    допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,

    не справляется с выполнением задания – 1 балл.


    • Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо:
    технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,

    допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,

    не справляется с выполнением задания – 1 балл.


    • Ведение мяча прыжками:
    технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,

    допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,

    не справляется с выполнением задания – 1 балл.


    • Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров:
    технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,

    допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,

    не справляется с выполнением задания – 1 балл.
    Комментарий к проведению диагностики.

    Все оценки показателей по каждому заданию суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 24. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом:

    19-24 баллов - высокий уровень,

    13-18 баллов - средний уровень,

    8 -12 баллов - низкий уровень,

    Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки.

    Как правильно стоять? Дети часто стоят на прямых, плотно сжатых ногах. Такая постановка не обеспечивает устойчивого положения, поэтому они часто теряют равновесие в последующих действиях. На первых занятиях дети не умеют распределять тяжесть тела на обе ноги и прямо держать тело, смещают центр тяжести на одну ногу, а туловище чрезмерно направляют вперед. Уже на 3-4м занятии они начинают принимать разное положение, что позволяет быстро включаться в активные действия, перемещаясь в нужном направлении. Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любые действия с мячом и без мяча. Она состоит в следующем: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

    Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно.

    Остановки.

    Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Обучение этим способом, во многом облегчает последующие обучение передаче мяча в движении, броску мяча в корзину после его ведения и.т. д. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием ног, тяжесть тела распределяется равномерно.

    Следует обращать внимание на постановку ног и равномерное распределение тяжести тела, на правильное положение корпуса. В дальнейшем дети приучаются занимать правильную стойку в игровых упражнениях и играх.

    В передвижении приставными шагами необходимо следить, чтобы шаги были скользящими, а не подпрыгивающими, движения мягкими.

    При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега и внезапная остановка. Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.
    Упражнения для обучения стойке и передвижению по площадке.


    1. Построение: дети разбегаются по площадке с мячом в руках.
    Выполнение: свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; после сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правильную стойку.

    1. Построение: дети без мячей распределяются по кругу, лицом к середине его, на расстоянии 2-3 шагов друг от друга.
    Выполнение: передвигаются приставным шагом в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель часто меняет направление передвижения.
    Техника удержания мяча.

    1.Мяч держать на уровне груди.

    2.Руки согнуты, пальцы широко расставлены.

    3.Логти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.

    Возможные ошибки: узкое расположение пальцев на мяче, разведение локтей в стороны, держание мяча высоко.

    Пути исправления: контролировать широкое расположение пальцев, не закрывать лицо мячом.


    Правила ловли мяча:

    1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

    2. Не задерживать мяч в руках, быстро действовать с ним.
    Возможные ошибки: стремление зажать мяч, обхватить его руками; узкое расположение пальцев и ловля напряженными кистями рук; прием мяча на заранее согнутые руки, без амортизирующего движения.

    Правила передачи мяча.


    1. Локти опустить вниз.

    2. Бросай мяч на уровне груди партнера.

    3. Сопровождай мяч взглядом и руками.
    Возможные ошибки: неправильная стойка – плотно сжатые и прямые

    ноги; чрезмерное разведение локтей в стороны.

    Пути исправления: контролировать постановку ног, сохранять положение незначительного полуприседа; следить, чтобы полусогнутые руки в локте касались туловища.
    Упражнения для обучения ловле и передаче мяча.

    1.Построение: дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2-3м.

    Выполнение: дети в парах передают мяч друг другу.

    Вариант. Мяч имеет один ребенок из первой пары. После сигнала он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвращает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив и.т.д.

    Так мяч путешествует из одной шеренги в другую, не пропуская никого из игроков. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится первым в своей шеренге.

    2.Построение: дети по трое становятся в одну линию на расстоянии 2м один от другого. Мяч находится у среднего ребенка каждой тройки.

    Выполнение: в середине стоящий ребенок бросает мяч сначала стоящему справа, получает от него мяч и бросает стоящему слева. Упражнения повторяется 6-8 раз.
    Правила ведения мяча:

    1.Не бей по мячу, а толкай его вниз.

    2.Веди мяч вперед - сбоку, а не прямо перед собой.

    3.Смотри вперед, а не вниз на мяч.

    Возможные ошибки: туловище сильно наклонено вперед, прямые ноги: удары по мячу расслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой.

    Пути исправления: соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счет сгибания и разгибания ее в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; следить за расстановкой пальцев; мяч посылать вперед – в сторону предстоящего движения.


    Упражнения для обучения ведению мяча.

    1.Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.

    2.Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой, накладывая правую кисть сверху справа, а затем левую – сверху слева.

    3.Ведение мяча вокруг себя правой, затем левой рукой и попеременно правой и левой рукой.

    4. Ведение мяча по кругу правой и левой рукой.

    5.Построение: дети строятся в две разомкнутые шеренги.

    Выполнение: первый ребенок первой шеренги ведет мяч, передает его первому игроку второй шеренги и сам становится на его место; тот ведет и передает мяч второму игроку первой шеренги и выполняет то же самое. Второй игрок первой шеренги передает мяч второму игроку второй шеренги, тот третьему игроку первой шеренги и.т.д. Последний ребенок первой шеренги, получив мяч, ведет его вдоль колонны, отдает мяч и сам остается на его месте. Упражнение повторяется.
    Правила броска мяча в корзину:

    1.Бросая мяч, не опускать голову, сопровождая его руками.

    2.Смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находиться не по прямой перед корзиной, бросать нужно с отскоком от щита – прицеливаться в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.

    3.Бросать мяч смело; если мяч не попадет, не падай духом, повтори еще раз или передай мяч партнеру, который находиться в более удобном положении.

    Возможные ошибки: неправильное исходное положение – ноги вместе, прямые; несогласованное движение рук и ног; выпуск мяча усилием плеча и предплечья со слабым участием кисти руки.

    Пути исправления: соблюдать правильную стойку; при броске одновременно выпрямлять руки и ноги (после выпуска мяча кисть руки сгибается).


    Упражнения для обучения броскам мяча в корзину.

    1.Построение: дети строятся в две колонны по 4-6 в каждой напротив одной корзины. Одна колонна занимает место с одной стороны корзины, другая – с другой.

    Выполнение: стоящие первыми выполняют бросок, стараясь попасть в корзину, ловят мяч и становятся в конец своей колонны. То же самое повторяют и другие игроки.
    Подвижные игры, подготавливающие к обучению дошкольников технике владения мячом.


    • Игры, подготавливающие к броску мяча в корзину:
    «У кого меньше мячей», «Меткий стрелок», «Чья команда больше», «Горячий блин», «Не урони мячик», «Лови-бросай», «Мячом в цель», «Не опусти мяч».

    • Игры с ведением мяча:
    «Скажи, какой цвет», «Вызовы по номерам», «Проведи мяч», «Ловец с мячом», «Шмель».

    • Игры, подготавливающие к броску мяча в кольцо:
    «Ловкая пара», «Пять бросков», «Прыгни выше», «Перебежки», «Воздушные шары», «Катапульта».

    • Игры, с передачей и ведением мяча:
    «Борьба за мяч», «Защита крепости», «Мяч – капитану», «Охотник и зайцы», «Выбивалы», «Картошка», «Успей поймать», «Из обруча – в обруч», «попади в окошко».

    32 занятия

    Старшая группа

    1. Прокатывание мяча одной рукой и двумя руками из разных положений между предметами (ширина 90-40 см, длина 3-4 м).

    2 . Броски мяча вверх и ловля его на месте не менее 10 раз подряд.

    3. Подбрасывание мяча с хлопками и другими заданиями на месте.

    4. Броски мяча вверх и ловля его в движении не менее 10 раз подряд.

    5. Подбрасывание с хлопками и другими заданиями в движении.

    6. Броски мяча об пол и ловля двумя руками на месте не менее 10 раз подряд.

    7. Отбивание одной рукой на месте не менее 10 раз.

    8. Броски мяча об пол и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд в движении.

    9. Отбивание правой или левой рукой в движении (на 5-6м).

    10. Передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя.

    11. Перебрасывание друг другу и ловля мяча сидя и стоя, стоя спиной друг к другу, разными способами, в разных построениях.

    12. Перебрасывание мяча через сетку.

    13. Прокатывание набивного мяча друг другу.

    14. Прокатывание в ворота набивного мяча друг другу.

    15. Перебрасывание набивного мяча друг другу.

    16. Забрасывание в баскетбольное кольцо.

    17. Бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками.


    Квартальный план.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных положений между предметами (ширина 90-40 см, длинна 3-4м).

    к

    +

    к

    Бросание мяча вверх и ловля его на месте не менее 10 раз подряд.

    к

    +

    о

    к

    Подбрасывание мяча с хлопками и др. заданиями на месте.

    к

    о

    +

    о

    +

    к

    Бросание мяча об пол и ловля его двумя руками на месте не менее 10 раз подряд.

    к

    о

    к

    Отбивание мяча одной рукой на месте не менее 10 раз подряд.

    к

    о

    +

    о

    +

    к

    Бросание мяча об пол и ловля его двумя руками не менее 10 раз подряд в движении

    к

    о

    +

    к

    Отбивание правой или левой рукой в движении (5-6м)

    к

    о

    +

    к

    Передавание мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя.

    к

    о

    +

    к

    Перебрасывание друг другу и ловля стоя и сидя, спиной друг к другу разными способами, в разных построениях

    к

    о

    +

    о

    +

    к

    Перебрасывание мяча через сетку

    к

    о

    +

    +

    о

    +

    к

    Перебрасывание набивного мяча друг другу

    к

    о

    +

    о

    +

    к

    Прокатывание в ворота набивного мяча друг другу

    к

    о

    +

    к



    к

    о

    +

    к

    Бросание мяча об стенку и ловля его двумя руками

    к

    к

    II год обучения
    Тематическая программа по разделу «Школа мяча»

    32 занятия

    Подготовительная к школе группа

    1. Броски мяча вверх, об землю и ловля его двумя руками не менее 20 раз.

    2. Броски мяча вверх, об землю и ловля его одной рукой не менее 10 раз.

    3. «Школа мяча» стоя на месте.

    4. Прокатывание набивных мячей из разных исходных положений (стоя, сидя).

    5. Перебрасывание набивных мячей разными способами (снизу, от груди, из-за головы).

    6. Перебрасывание набивных мячей из разных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях).

    7. Перебрасывание из разных положений (сидя, стоя, лежа).

    8. Перебрасывание мячей друг другу во время ходьбы.

    9. Перебрасывание мячей друг другу во время бега.

    10. Перебрасывание через сетку.

    11. Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую.

    12. Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую в движении.

    13. Отбивание мяча на месте не менее 10 раз одной рукой.

    14. Отбивание мяча в движении по кругу.

    15. Ведение мяча, продвигаясь между предметами.

    16. Ведение мяча с дополнительными заданиями (поворотами).

    17. Ведение мяча, продвигаясь бегом.

    18. Ведение мяча прыжками.

    19. Бросание мяча в цель из положения стоя на коленях, сидя.

    20. Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров.

    21. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.

    22. «Школа мяча» у стенки.

    Квартальный план.


    СОДЕРЖАНИЕ

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Бросание мяча вверх, об землю и ловля его двумя руками на менее 20 раз подряд

    к

    +

    к

    Бросание мяча вверх, об землю и ловля его одной рукой 10 раз

    к

    +

    +

    о

    +

    к

    «Школа мяча» стоя на месте

    к

    +

    +

    +

    к

    Прокатывание набивных мячей из разных И.п. (стоя, сидя)

    к

    +

    к

    Перекатывание набивных мячей из разных И.п.

    (стоя, сидя, стоя на коленях)



    к

    +

    +

    к

    Перебрасывание из разных положений (сидя, стоя, лежа).

    к

    +

    к

    Перебрасывание мячей друг другу во время ходьбы

    к

    +

    к

    Перебрасывание мячей друг другу во время бега

    к

    о

    +

    +

    к

    Перебрасывание мяча через сетку.

    к

    +

    +

    +

    к

    Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую стоя, в движении

    к

    о

    +

    +

    к

    Отбивание мяча одной рукой от пола на месте не менее 10 раз

    к

    о

    +

    +

    +

    к

    Отбивание мяча одной рукой на месте не менее 10 раз в движении

    к

    +

    +

    к

    Ведение мяча, продвигаясь вперед между предметами

    к

    о

    +

    +

    +

    +

    к

    Ведение мяча с дополнительными заданиями (поворотами)

    к

    о

    +

    +

    +

    +

    к

    Ведение мяча, продвигаясь бегом

    к

    +

    +

    к

    Ведение мяча прыжками

    к

    +

    +

    к

    СОДЕРЖАНИЕ

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Бросание мяча в цель из положения стоя на коленях, сидя

    к

    +

    о

    +

    +

    к

    Бросание мяча в цель до указанных ориентиров

    к

    к

    Забрасывание в баскетбольное кольцо

    к

    к

    «Школа мяча» у стенки

    к

    о

    +

    к

    Условные обозначения в квартальном плане : К - контрольное занятие, О – основное содержание занятия, + - повторение материала

    Оборудование и инвентарь:

    кольцо баскетбольное диаметром 45 см, длиной сетки 40 см – 2 шт.

    щит баскетбольный – 2 шт.

    сетка волейбольная шириной 4,5 м

    мяч волейбольный – 1 шт.

    мяч баскетбольный – 1 шт.

    мяч резиновый – 20 шт.

    мяч массажный – 15 шт.

    мяч малый пластмассовый – 60 шт.

    мяч малый каучуковые – 20 шт.

    мяч фитбольный – 8 шт.

    корзина пластмассовая – 1 шт.

    ворота разных размеров – 3 шт.

    скамейка гимнастическая – 2 шт.

    обруч металлический – 5 шт.

    обруч пластмассовый – 5 шт.

    кегли – 15 шт.

    Список используемой литературы:


    1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.-159 с.

    1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983. – 79 с., ил.

    1. Анисимова Т.Г., Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет: планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги. – Волгоград: Учитель, 2009. – 144 с.

    1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1983.-144с., ил.

    1. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой: (Из опыта работы). Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982.-96с., ил.

    1. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды). Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-96с.+цв. вкл. 16 с.

    1. Шебеко В.Н. Методика физического воспитателя в дошкольных учреждениях: Учеб. Для учащихся пед. колледжей и училищ, 1998. – 184с.

    1. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1: Программа «Старт». Методические рекомендации. – 320с.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1848 г.МОСКВЫ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности “Школа мяча”

    для детей младшего и среднего возраста

    Срок реализации: 2года

    Разработала инструктор по физическому

    воспитанию Черникова Елена Валентиновна

    Пояснительная записка.

    На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность – естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Оптимальный объем развития двигательных качеств - одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей младшего возраста. Базовыми двигательными качествами детей являются: ловкость, меткость, точность, подвижность, равновесие, ритмичность, быстрота реакции.

    Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч – это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.

    Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в играх и упражнениях с мячом.

    Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.

    Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи.

    Направления работы:

    Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, футбол, правила командной игры.

    Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.

    Цель программы:

    Гармоничное развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом.

    Задачи обучения:

    Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.

    Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.

    Научить детей передавать, ловить и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.

    Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

    Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.

    Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.

    Задачи первого года обучения:

    Формировать двигательные навыки у детей, умения работать в команде.

    Развивать точность и координацию движений, пространственную ориентировку, зрительную и слуховую ориентацию.

    Развивать физические качества ребёнка.

    Воспитывать положительные нравственно-волевые черты детей, умение принимать быстрые, разумные решения, соблюдать правила игры и поведение.

    действовать по сигналу инструктора по физической культуре, быстро реагировать на сигнал;

    играть с мячом, не мешая другим;

    согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах

    (эстафета или поточный метод);

    Бросать и ловить мяч:

    двумя руками снизу вверх;

    двумя руками снизу вверх с хлопком впереди;

    передача в парах двумя руками снизу;

    передача в парах двумя руками из-за головы;

    Передача в парах двумя руками от груди;

    Передача мяча друг другу;

    Выбрасывание мяча ногой вперед.

    Метать мяч:

    С расстояния в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками снизу;

    в вертикальную цель;

    в баскетбольный щит с места;

    метать набивной мяч;

    с расстояния в цель (ворота)

    Задачи второго года обучения:

    1. Формировать умение действовать с мячом

    Развивать основные двигательные качества: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости; учить командным взаимодействиям.

    Развивать точность, координацию, глазомера.

    Воспитывать умение играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч; приучать слушать сигнал.

    К концу года дети должны уметь:

    бросать мяч в кольцо:

    двумя руками из-за головы;

    двумя руками от груди;

    Бросать мяч в ворота:

    с ударом по неподвижному мячу;

    с ударом по движущемуся мячу.

    Соблюдать правила в командной игре.

    Отличительными особенностями данной программы является расширение возможностей физического воспитания на основе планирования и организации процесса развития двигательных способностей в процессе игры с мячом и максимального приближения занятий к игровой деятельности, соответствие их содержания возможностям и подготовленности детей; социально-личностная направленность программных задач.

    Возраст детей: программа составлена для детей младшего дошкольного возраста.

    Сроки реализации программы: 2 года

    Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в зале и на спортивной площадке.

    Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет 15 минут с периодичностью проведения 1 раз в неделю.

    Предполагаемые результаты по реализации программы: укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне.

    Методика диагностики:

    Виды движений:

    Средний уровень

    (1-й год обучения)

    Средний уровень

    (2-й год обучения)

    Элементы игры в баскетбол

    Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы

    Из 5 бросков 3 попадания

    Из 5 бросков 4 попадания

    Элементы игры в волейбол

    Перебрасывания мяча через сетку

    Задерживает мяч, перебрасывает через сетку.

    Не задерживает мяч, перебрасывает через сетку

    Перебрасывание мяча друг другу

    Расстояние 2 метра

    1-2 раза потерял мяч.

    Расстояние 2 метра

    1-2 раза потерял мяч.

    Элементы игры в футбол

    Передача мяча друг другу

    Расстояние 2 метра

    Не совсем уверенно и точно выполняет действия в заданном темпе.

    1-2 раза потерял мяч.

    Расстояние 2 метра

    Технически правильно выполняет действия, проявляет усилия.

    1-2 раза потерял мяч.

    Удар по мячу на точность в цель (ворота) с расстояния 1,5-2,0м.

    2 раза из 10

    3 раза из 10

    «Школа мяча»

    Отбивания мяча на месте

    Не менее 3 раз одной рукой.

    2 раза потерял мяч.

    Не менее 5 раз одной рукой.

    1-2 раза потерял мяч.

    Подбрасывания мяча с хлопками в движении

    Ловит и бросает мяч, удерживает кистями рук.

    Не менее 3 раз подряд.

    2 раза потерял мяч.

    Ловит и бросает мяч, удерживает кистями рук

    Не менее 5 раз

    1-2 раза потерял мяч.

    Подбрасывание и ловля мяча двумя руками на месте

    2 раза потерял мяч

    1 раз потерял мяч

    Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении

    Умеет принимать

    Умеет ловко принимать

    Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, спортивные развлечения.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    (первый год обучения)

    Теор-практич

    Диагностика